Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

В Театре им. Маяковского на сцене на Сретенке режиссер Никита Кобелев поставил спектакль по известной книге нейропсихолога, невролога и популяризатора медицины Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». В ход пошла лишь половина книги, и двенадцать историй показаны на сцене не в той последовательности, как их расставил Сакс, но «Человек» вообще мог бы быть спектаклем-трансформером: произвольное соседство эпизодов каждый раз высекало бы новые смыслы. Вполне себе эксперимент для специализирующегося на них проекта СТУДИЯ-OFF, в рамках которой ранее появились вербатимы «Декалог на Сретенке» и «Девятьподесять».

«Человек, который принял жену за шляпу»: Театр на открытом мозге

Впервые собранные под одной обложкой в 1985-м, рассказы Сакса из собственной практики описывают удивительные случаи, как болезни мозга влияют на мировосприятие людей. Жившая в США пациентка с астроцитомой (опухоль мозга) в ходе лечения необъяснимым образом начала видеть документальные сны про Индию, где она родилась (как правило, у пациентов под действием терапии повторяется одно аудио- или визуальное «видение»). Мужчина, убивший подругу в состоянии наркотического опьянения, напрочь забыл об этом («полное затмение памяти»), но велосипедные прогулки напомнили - оказалось, что у него не работает механизм вытеснения, и воспоминания буквально сводили его с ума, изничтожая чувством вины. Из-за опухоли профессор музыкальной консерватории начал воспринимать мир все больше через абстрактные категории, чем конкретные: давая точные характеристики окружающих предметов, он не мог назвать перчатку перчаткой, а жену действительно принял за шляпу.

Наконец, центральный для спектакля эпизод (и вторая глава книги) - «Заблудившийся мореход» - описывает замысловатую форму синдрома Корсакова (разновидность амнезии, нередко возникающая, например, из-за злоупотребления алкоголем), когда пожилой экс-служащий подводной лодки забыл все, что происходило с ним после 1945 года (то есть свыше трех десятилетий).

«Человек, который принял жену за шляпу»: Театр на открытом мозге

Постановка «Человека» в «Маяковке» - едва ли не первая в России, в то время как в мире за тот же текст брался, например, великий Питер Брук, а еще мемуары Сакса легли в основу фильма «Пробуждение». Определенная мемуарность присуща и «Человеку, который принял жену за шляпу» - Сакс предлагает не просто взглянуть на истории болезней, но на людей, которые за ними скрываются. Подобный подход, по словам Александра Лурии, советского ученого и основоположника нейропсихологии, мог бы носить имя «романтической науки».

На этом стыке, холодного исследования и интереса к личности пациента, естественным образом и рождается спектакль Кобелева - театр наблюдения, ранее на сцене на Сретенке проявлявшийся в формате вербатима. Декорация «Человека» - подобие фотостудии: осветительные приборы, белый задник, музыкальные инструменты по краям сцены (не занятые в эпизоде артисты создают саундтрек). Текст разыгрывается с зачастую незначительными купюрами. Актеры будто иллюстрируют слова, существуя в формате иронического радиоспектакля с акцентированной игрой на публику: все ремарки даются в зал, пациенты нередко будто оправдывают себя этими репликами. У профессора П. (Алексей Золотовицкий) зеленая шляпа (за неё он и принял жену). Пациентка (Анастасия Цветанович), видевшая сны об Индии, говорит с каким-то условным акцентом. В «Заблудившемся мореходе» Павел Пархомин вообще играет одновременно и врача, и пациента.

«Человек, который принял жену за шляпу»: Театр на открытом мозге

Эта отстраненность и обнаруживает связь между театром и врачеванием, «романтической наукой»: глубинную гуманность, поиск лучших черт в человеке, которые способны компенсировать его недостатки (наиболее ярко это проявляется в главе «Ребекка», где Ольга Ергина очень трогательно и деликатно играет девушку с особенностями развития, которая преображается в танце, поэзии, чтении Библии). Когда белый экран падает, демонстрируя за маленькой сценой гораздо большее пространство, это как нельзя лучше описывает опыт спектакля: человек устроен гораздо сложнее, чем мы можем предположить, многое в нем по-прежнему необъяснимо и с трудом утрамбовывается в многочисленные схемы и системы оценок. Наконец, понятия «врач» и «пациент» - тоже всего лишь роли, поэтому их артисты исполняют поочередно - вчерашний лекарь в иной области может оказаться больным, ровно как и наоборот.


Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мистика, приключения, фэнтези
Россия, 2016
приключения, сказка
Украина, Андорра, 2016
боевик, драма, криминальный фильм
Великобритания, Франция, 2016
комедия
США, 2017
биография, боевик, приключения
США, 2016
комедия, экранизация
Франция, 2016
боевик, комедия, научная фантастика
Испания, Канада, 2016
драма, исторический фильм, триллер
Испания, США, 2016
боевик, триллер
Великобритания, 2017
детский фильм, комедия
Россия, 2017
драма, научная фантастика, триллер
США, ОАЭ, 2017
драма, комедия
Франция, 2017
все фильмы в прокате >>