Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Остросоциальный сериал Павла Бардина про ксенофобию и мигрантов вышел по УДО

«Салам Масква»: Много грустных песен - веселые пиши

В эфире Первого канала с 21 марта наконец-то покажут сериал Павла Бардина (по вторникам, средам и четвергам), который несколько лет пролежал на полке, а прошлым летом вышел в «ограниченный прокат» на сайте канала. В связи с долгожданной премьерой вспоминаем текст, написанный к выходу сериала в интернете.

2012 год, Москва. Под крышей бывшего детского сада в штатном режиме работает свежесформированный отдел по преступлениям среди мигрантов. За убойные дела и наркотики отвечают бритоголовый ксенофоб Ребров (Александр Голубков), когда-то ушедший из органов в охранку, а также стажер-аварец Рустам (Али Алиев), недавно с отличием закончивший соответствующее заведение. Первый курит, шутит, матерится, орет и спит с прокурором, второй - записной идеалист: почитает Аллаха, законы РФ, старших и родственников, что со временем становится все сложнее совмещать. Ребров напарника на дух не переносит (как и всех «понаехавших»), но у них уже в первых сериях можно обнаружить общий надлом: бывалый опер потерял беременную жену (ради мести авторитету Арслану он и вернулся на службу); у Рустама, очевидно, погибли родители. Вдобавок молодой страж порядка в ходе одного из расследований познакомился с приятной во всех отношениях девушкой Гулей (Саёра Сафари), приехавшей из Душанбе выручать угодившего за решетку брата.

Социальная драма Павла Бардина «Салам Масква» неожиданно пролежала на полке «Первого» почти четыре года и столь же внезапно - будто бы условно-досрочно - вышла в «эфир»: правда, только на сайте канала и за деньги. По две серии каждый четверг - не только очередная попытка вертикального программирования (к этой идее вернулись еще на «Методе» и «Климе»), но и буквально - гомеопатическая доза то ли реальности, то ли воспоминаний. Про «СМ» принято говорить «бомба», но сейчас это, скорее, уже снаряд времен предыдущих выборов, начала 2010-х, когда еще не «случилось того, что случилось» (так дядя Рустама описывает судьбу родителей племянника). В 2015-м сериал написали и сняли бы, вероятно, иначе, с репликами про Украину, Турцию, Обаму и то, что обсуждается в столице за закрытыми дверями и на улице.

«Салам Масква»: Много грустных песен - веселые пиши

Бардин рассказывает историю двух антонимичных напарников - эдакое «Смертельное оружие», где вместо «афроамериканец» пишут «дагестанец», - не с извращенным удовольствием, а с уважением к фактуре и времени. Это не выхолощенный, острый на язык боевичок или детектив, а лирическая (траги)комедия с матом, предвыборными плакатами Путина, водкой, отчаянием и многочисленными акцентами стран бывшего СССР. Дышащая, как называет ее режиссер, камера держит планы минимум по минуте, в кадре иногда кого-то бьют, иногда стреляют, чаще - неприветливо разговаривают, фоном - играет музыка Васи Обломова (в заглавной теме - рифмы с «Я шагаю по Москве»). Во второй серии дважды мерзко поют Цоя. Когда Рустам пытается молиться в участке, звучит «Кто хочет стать милиционером» того же Обломова. Есть и чеченский рэп (- Кто это, французы? - Чеченский рэп. - И о чем поют? - О том, что война - это зло.).

За мрачноватой стилистикой, цветовой гаммой, уходящей в тревожный зеленый, рассказываются сюжеты извечные и привычные даже в ареоле зачуханных отечественных процедуралов: один человек хочет справедливости, другой - мести, один влюбился, другой ни во что уже не верит, где-то есть большие преступники, а где-то закон выставляет себя на посмешище и вообще дремлет. Камнем преткновения может стать только исполнение: «Салам Масква» не превращает эти истории в цирк, проповедь (о толерантности) или глянцевый плакат о том, что кто-то с кем-то братья навек. Есть таджики, делящие продуктовый рынок, есть дагестанцы, разбирающиеся с ними, допустим, за оборот наркотиков, есть водораздел в виде законов РФ, но настоящая граница внутри каждого - через что можно переступить, а где все-таки горит стоп-сигнал.

«Салам Масква»: Много грустных песен - веселые пиши

В анамнезе «СМ» не столько «Смертельное оружие», сколько «Отступники» и «Схватка» (дуэль Реброва и Арслана), условные «Мужчины не плачут» телеканала «Россия» и солидный подход HBO. Лобовое столкновение противоположностей по нескольким фронтам. Тут все немного от противного: не шейнблэковское бадди-муви, каким сериал задумывался на Первом, а как раз-таки неприятельское кино (unbuddy movie, если угодно), по пустоватым квартирам пылью советского прошлого рассыпана эстетика нео-нуара в таком несколько перестроечном изводе (на съемочной площадке это обозначали емким словом «говно-нуар»). Баланс между жизнеподобием, которого Бардин уже добивался в полузапрещенной «России 88», и такой концентрацией характеров, что выкрути резкость - получится гротеск (наряженную в лубочную гоп-эстетику сказку «Гоп-стоп» за это, кажется, и невзлюбили). При этом каждый эпизод обрывается если не клиффхэнгером, то настоящей интригой: легко поверить, что героев начнут если не мочить, то затягивать в еще более мрачные сферы жизнедеятельности. При этом «СМ» остается серьезным зрительским кино, жестковатым, социальным, но и не лишенным лиричности. Такая данелиевская сказка «Я шагаю по Москве», но с распахнутыми глазами и в разорванном платье (сравнение легко заострить), вавилонская космополитическая утопия, развалившаяся еще на стадии стройки и покалечившая обломками тысячи неплохих до определенной точки людей. И одна из интриг не в том, подружатся ли Рустам с Ребровым (чтобы показать смехотворность ксенофобии, это уже необязательно), а как происходящее вырулит к перестрелке на дагестанской горной дороге, с которой начинается сериал. Впрочем, это наверняка и окажется ответом.



Смотреть сериал онлайн на сайте Первого канала

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 2
Елена Беспрозванная   22.03.2017 - 20:15
жутко,лет через 30 Москва станет черной....уже на пол пути.... читать далее>>
№ 1
ВЛАДЪ (Санкт-Петербург)   22.03.2017 - 16:29
Как же достали эти блатные дети. Всё оккупировали. Если бы действительно одарённые были, а то 99 процентов бездари, выезжающие на родительских связях. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мистика, приключения, фэнтези
Россия, 2016
боевик, драма, криминальный фильм
Великобритания, Франция, 2016
комедия
США, 2017
биография, боевик, приключения
США, 2016
комедия, экранизация
Франция, 2016
боевик, комедия, научная фантастика
Испания, Канада, 2016
приключения, сказка
Украина, Андорра, 2016
драма, исторический фильм, триллер
Испания, США, 2016
боевик, триллер
Великобритания, 2017
детский фильм, комедия
Россия, 2017
драма, научная фантастика, триллер
США, ОАЭ, 2017
драма, комедия
Франция, 2017
все фильмы в прокате >>