Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Мифы и легенды царской России

«Матильда»: Ну и что же тут криминального?

Царская Россия образца конца XIX века без балов, красавиц, лакеев и юнкеров, а с растерянным цесаревичем Ники (Ларс Айдингер), ожидающим приезда невесты Аликс (Луиза Вольфрам) и готовящимся к принятию престола. Император Александр III (Сергей Гармаш) после крушения поезда, где он на нехрупких плечах удерживал, согласно легендам и фильму Алексея Учителя, крышу вагона, уже не может править огромной страной. Перед катастрофой мудрый отец подсунул сыну фотографию балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской: мол, такая девушка тебе, сынок, и нужна. Ники, впрочем, об этом уже и сам догадывался после того, как красавица с похотливым взглядом Кшесинская (Михалина Ольшанская) умудрилась станцевать на главной петербургской сцене с оголенной грудью. Удивление у зала этот отчаянный поступок танцовщицы, конечно, вызвал, но с другой стороны, в царской России уже, кажется, все привыкли, что Мариинский театр – это лишь элитный бордель, поставляющий своих балерин ко двору.

Кшесинская исключением не становится. Сначала она – главный приз на скачках, еще одной забаве того высшего общества. Достается, правда, не победителю, графу Воронцову (персонажу вымышленному, хотя, по словам режиссера Учителя, имеющему в своей основе несколько реальных прототипов), а сразу Ники. Он тут же уводит женщину, шутки о многочисленных любовниках которой в какой-то момент становятся общим местом, в спальню, где и совершает грехопадение, стоившее ему впоследствии чуть ли не императорской короны. Граф Воронцов (Данила Козловский) разгневан, Ники и Матильда то и дело предаются любовным утехам, в перерывах Кшесинская «пилит» будущего императора, что ничего у них все равно не получится, Аликс приезжает на весь этот «праздник жизни» и не находит для себя ничего лучше, кроме как подружиться с местным немецким доктором (Томас Остермайер), проводящим сомнительные опыты над людьми. Где-то за занавесом этих масштабных исторических событий придворные развлекаются «синематографом», а единственный в фильме человек (Виталий Кищенко), отвечающий за царскую охрану, пытается хоть как-то «разрулить» ситуацию и сослать красавицу-балерину, пока та не успела оприходовать все первые лица государства, чтобы она крутила свои 32 фуэте подальше от двора и от сцены Мариинского театра.

«Матильда»: Ну и что же тут криминального?

Когда несколько лет назад на российские экраны выходила британская экранизация «Анны Карениной», сценаристом которой был знаток российской литературы, истории и культуры Том Стоппард, многие называли эту картину «клюквой». Но то была «клюква» сознательная, изобретательно сделанная, ярко демонстрирующая представления иностранцев о российской культуре и в очередной раз доказывающая, что весь мир – театр (недаром Стоппард еще и знаток Шекспира).

В исполнении режиссера Алексея Учителя российская культура и история, пусть даже и в таком сослагательном для художественных фильмов наклонении, – это уже даже не театр, а именно, что бордель, приправленный, правда, ноткой какой-то отчаянной сентиментальности и мелодраматической грусти, актуально выглядящей в недорогой костюмной фантазии для канала «Россия 1», но никак не в «самом скандальном фильме года» для большого экрана. Пока Голливуд озабочен правами женщин, подвергшихся домогательствам со стороны самого влиятельного американского продюсера, в России выходит «Матильда», где прима Мариинского театра предстает забавой для будущего царя и доказывает, что женская карьера даже в царской России строится через постель. Неправильную позицию выбрала депутат Поклонская – боролась за достоверность истории в художественном произведении, а будь поумнее, выступала бы за права женщин, которые в связи с выходом картины Алексея Учителя становятся более актуальными, чем художественные домыслы с участием реальных исторических персонажей, к тому же прославленных церковью.

«Матильда»: Ну и что же тут криминального?

Впрочем, от «Матильды» страдает не только женская гордость, но и банальное чувство вкуса. Удивительно, как такую громадную и действительно качественную работу, проделанную художниками-постановщиками и художниками по костюмам, можно свести на нет грубым монтажом, явно на ходу переделывающимся сценарием и, к сожалению, не самой высококачественной режиссурой. Алексей Учитель, достойно снявший камерную «Прогулку» и лиричный «Дневник его жены», продемонстрировал, что не умеет работать с масштабом еще на фильме «Край» с Владимиром Машковым. «Матильда», к сожалению, только подтвердила эту неспособность. Сконцентрируйся режиссер на камерной мелодраме про красавицу-балерину и цесаревича с трагической судьбой, возможно, получилось бы вполне смотрибельное кино. Но в «Матильду» впихнули еще с десяток совершенно необязательных персонажей.

Главный из них – граф Воронцов в исполнении несчастного Данилы Козловского. В принципе все сцены с этим героем показали еще в первом трейлере «Матильды». Козловский, заранее посмотревший кинокартину, снял свою фотографию с обложки книги, впопыхах сделанной по мотивам фильма на фоне разгоревшегося скандала. И правильно сделал. Его Воронцов в «Матильде» имеет примерно такую же функцию, как популярный интернет-персонаж «свидетель из Фрязино». Появляется в не самое нужное время в не самом нужном месте, чем, конечно, вызывает разве что смех у зрителей.

«Матильда»: Ну и что же тут криминального?

Или Герой Кищенко, вынужденный на себе нести весь груз царской охраны, может лишь искусственно произнести сдавленное «О, Господи!», когда ему поступает информация о давке на Ходынском поле. Не менее тяжелая судьба и у прекрасных артистов и художественного руководителя театра «Шаубюне». Герой Томаса Остермайера – сумасшедший немецкий доктор, такая предтеча Распутина, общего количества экранного времени которого хватает, пожалуй, на пять минут фильма. Ларс Айдингер, уже получивший в России славу порно-актера, растерянно пытается играть нечто большее, чем заложено в этой костюмной мелодраме, но выглядит нелепо, как и Луиза Вольфрам, которой явно скучно в образе истеричной будущей жены, ревнующей мужа к какой-то балерине.

Весь этот набор персонажей и случайно смонтированных сцен выглядит как дорогой, но, к сожалению, очень плохой высокодержавный китч, кадры из которого годятся разве что на клипы Ирины Аллегровой – с плачем под песню про «суженого, ряженого» и залихватским отчаянием под «угнала тебя, угнала». Жаль, что режиссер Алексей Учитель, а за ним и депутат Наталья Поклонская подошли к этой мелодраматичной «клюкве» слишком серьезно и обрекли совершенно невыдающееся произведение на звание «самого скандального фильма года». Примерно так же, как не желающего власти Ники когда-то заставили управлять государством, что и привело к трагедии.

«Матильда» в прокате с 26 октября.

00:00 / 00:00
РЕКЛАМА

Подписаться на рассылку новостей
Ссылки по теме
фильмы

обсуждение >>

№ 24
Анна Слепко   16.11.2017 - 18:27
Жанр фильма - мелодрама, так к нему и нужно подходить. Ну, а те, кто "не смотрел, но осуждает" вольны просто не смотреть. Копья ломать не из-за чего. Во всей этой истории вокруг фильма мне... читать далее>>
№ 23
Шалмина (Иваново)   5.11.2017 - 17:02
Фильм замечательный. Почему кого-то может оскорбить живая жизнь? А здесь фрагмент из жизни наследника. Ведь жизнь царя еще впереди. Разве искренность и страсть человека это преступно? Я думаю, представители... читать далее>>
№ 22
ямс   2.11.2017 - 00:56
... О, еще один товарисч из набора "не видел и не хочу, но осуждаю" появился. Уважаемый, а не кажется ли вам, что сначала надо бы фильм самому посмотреть, а уж только после этого давать ему... читать далее>>
№ 21
Богданова А.Ю.   31.10.2017 - 20:49
Стыдно за его создателей. Жаль актеров. Так исказить историю. Противно!..... читать далее>>
№ 20
Юлия Яшина   31.10.2017 - 16:58
Столько было шума из-за этого фильма. А на самом деле непонятно зачем его было снимать в таком ключе. Я ждала сюжета, близкого исторической правде, а получили какой-то фильм-фэнтази. Хотели угодить молодым,... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Италия, 2017
боевик
Болгария, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2016
биография, исторический фильм, семейное кино
Великобритания, 2017
боевик, исторический фильм
Россия, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, 2017
мелодрама, научная фантастика
Норвегия, 2017
все фильмы в прокате >>