Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Ремейк культового аниме

«Призрак в доспехах»: Вы киборги, господа!

2029 год. Технологии шагнули далеко вперед - в ходу искусственный интеллект и кибернетические улучшения, которыми люди компенсируют природное несовершенство различных органов. В небоскребе футуристического японского города сотрудник киберконцерна «Ханка» в неформальной обстановке ведет переговоры с лидером одной африканской страны. Наливающая чай робогейша о чем-то задумывается, а потом без спроса подсоединяется к человеку из «Ханки» через удобный разъем в шее, чтобы перекачать какую-то секретную информацию. Следом в комнату для чаепитий врываются террористы. Наблюдающая за происходящим сотрудница Отдела №9 по прозвищу Майор (Скарлетт Йоханссон) уже скинула плащ из осенней коллекции-2029 и летит головой вниз с крыши небоскреба. Пользуясь термо-оптическим камуфляжем (по простому - мантией-невидимкой), она быстро расстреляет супостатов сначала через окно-витрину, а потом - бегая по стенам. Робогейша тем временем успевает выполнить хакерскую миссию и, изрыгая угрозы в адрес корпорации и всех сочувствующих, гибнет. Майору и доблестному Отряду №9 предстоит разобраться, кто же за этим стоит, - роботы бунтуют всё чаще.

«Призрак в доспехах» Руперта Сандерса вызывал легкий трепет еще на подступах к премьере: вся мощь современных технологий брошена на ремейк великого одноименного аниме Мамору Осии, снятому по манге Масамунэ Сиро. Чертовски эффектно, демонически похоже, дьявольски сомнительно. Хорошая новость: это стильно. Неон в помеси Токио и Гонконга светит ярче, чем в 1995-м, обязательная для будущего голографическая реклама и футуристический рынок - на месте, восточный колорит и киберпанковские кружева - тоже. Плохая: Сандерс предпринял ожидаемо косметический ребрендинг. Взял самые известные сцены из аниме Осии, сюжет из сериала «Синдром одиночки», разговоры об искусственном интеллекте, душе и прочих темах с маркировкой «философские» подменил суповым набором «корпорации - плохо», «киборги - тоже люди», «око за око - сомнительная идея для стартапа». Оно и понятно: когда люди будущего цитируют Юнга или Мильтона и размышляют о том, что делает человека человеком, зритель путается - зритель пришел посмотреть на Скарлетт Йоханссон и компьютерную графику, не будем же ему мешать.

«Призрак в доспехах»: Вы киборги, господа!

Графика действительно отличная; костюмы, декорации, урбанистическую эклектику настоящего Гонконга за окном и прическу Такеши Китано, который играет начальника Отдела №9 Арамаки, тоже трудно не похвалить. Кино же - совсем не о сознании или душе, которые в киберпанковском будущем перестают быть прерогативой человека, а потому ставят новые вопросы перед цивилизацией. Технологии позволяют создать невиданный искусственный интеллект, программировать память и перемещать человеческий мозг в металлическое тело (другой перевод японского названия - «дух в стальной плоти»). Термин «призрак» тут выступает синонимом всего «человеческого» - души, памяти, покалывания в области интуиции.

Американский ремейк решил не повторяться и не вдаваться в подробности будущего, спроецировав туда актуальную сегодняшнюю повестку. Образ Майора строится на нескольких характеристиках: походке, асексуальности андроида и отсутствии личного пространства. Ощутимо обработанная во всех сценах на компьютере Йоханссон напоминает идеальный низкорослый манекен, который передвигается по 2029 году исключительно враскоряку, что выдает в героине киборга и майора. Все её воспоминания и мысли всплывают на компьютере у инженера (Жюльет Бинош), вздумаешь что-то почесать - об этом узнают раньше тебя. Вдобавок Майор - самое европейское лицо в Японии будущего, где технологии шагнули далеко, но границы никто не отменял. Выбор Йоханссон заочно заклеймили как whitewashing - голливудскую практику брать белых артистов на роли, написанные, например, для японцев (Микки Руни в «Завтраке у Тиффани») или индейцев (Джонни Деппа в «Одиноком рейнджере»). Однако у создателей «Призрака» нашелся убедительный довод в пользу таких перемен. Не пришлось даже переводить стрелки: мол, сами виноваты, любите рисовать героинь с большими глазами - вот и получайте (Осии, кстати, согласился, что национальная принадлежность Майора неочевидна).

«Призрак в доспехах»: Вы киборги, господа!

С душой или без, киборги в обществе остаются чужими. Майор - квинтэссенция инаковости, практически лишенная имени и отчасти прошлого. Западное лицо в азиатском городе, где 100%-ный человек выглядит как Китано, который даже говорит по-японски, когда все остальные на английском; чем больше в персонаже кибердевайсов - тем больше в нём западного (например, харизматичнейший Пилу Асбек в роли Бато - с искусственными глазами). Женщина в военной организации вынуждена мимикрировать под мужчину, робот - под человека. Отсюда карикатурная походка, которая просто кричит о насилии над личностью. «Призрак» оказывается плакатной историей самоидентификации, где Майор, олицетворяя все угнетаемые социальные группы разом, решает менять ситуацию в вопросе прав киборгов изнутри, а главный злодей Кузее (демонстрирующий изредка губы Майкл Питт) предпочитает радикально и снаружи.

С этим, в общем-то, можно жить. Руперт Сандерс, до этого снявший только дизайнерскую же «Белоснежку и охотника», на находках оригинала может заработать славу находчивого визионера (пока, скорее, ложного). С социальным комментарием отличный кастинг не вызывает почти никаких вопросов. Зачем нужен Китано? Ну потому что любой фильм с «Битом» Такеши на голову лучше аналогичной картины без него, пускай он что-нибудь бормочет на японском - есть же всё объясняющий концепт, пускай такой же неловкий, как походка Йоханссон. Удивительно, как одна эта деталь может точно характеризовать фильм: в режиме ходьбы «Призрак» так старается всё наглядно продемонстрировать, что сам себя сковывает и местами превращает в карикатуру, зато в запале перестрелки тут же забывает, кто кому майор, - и открывается на полную катушку. Дух веет там, где может, а на титрах издевательски заиграет композиция Кэндзи Каваи из аниме Осии, напоминающая, а где же хочет.

«Призрак в доспехах» в прокате с 30 марта.


Открывающая сцена фильма без реплик Такеши Китано, говорящего на японском

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, военный фильм, исторический фильм, триллер
Великобритания, Франция, Чехия, 2016
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2017
военный фильм, драма, мелодрама
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
боевик, комедия, криминальный фильм
Италия, 2017
все фильмы в прокате >>