Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

С 13 по 21 сентября прошел очередной фестиваль КРОК – международный смотр анимационного кино, плавающий ежегодно на кораблике по российским водам. Маршрут: Москва-Углич-Горицы-Петрозаводск-Валаам-Санкт-Петербург, прекрасный пейзажи, освещенные уже осенним солнцем, туманы, суровые штормовые качки, и 300 аниматоров из разных стран, собравшихся на теплоходе, чтобы посмотреть 200 фильмов со всех концов света.

КРОК-2017: А когда на море качка

Каждый фестиваль – это своего рода отчет, попытка вывести из частных случаев общую картину и поговорить о неких глобальных тенденциях, которые переживает мультипликация (ну, или другой вид искусства). Однако бывают годы или даже целые периоды, вроде нынешнего, когда бег тенденций замирает, общая картина рассыпается на части, начатые, было, высказывания обрываются на полуслове, а интересные размышления заходят в тупик. В такие годы на любимый журналистами и зрителями вопрос «что нового?» ответить крайне сложно, потому что в каком-то смысле все старое.

КРОК-2017: А когда на море качка

Программа КРОКа, как и программа прошедшего в июне Аннеси, не принесла сенсаций и не открыла новых трендов – скорее уж закрыла (по меньшей мере временно) некоторые темы. Как, например, моду на документальную анимацию. Вроде бы интерес к анимационной документалистике продолжается и даже вполне активен, однако все чаще возникает ощущение, что мультипликаторы прибегают к этому жанру скорее из желания поймать волну моды, чем в попытке найти новые углы зрения и средства выразительности. Маленькие зарисовки вроде фильмов «Как твоя простата?» (пикантный разговор дочери с отцом на интимные темы) или «Анимированная газета» (набор ироничных зарисовок на тему газетных изображений), получивших дипломы на КРОКе, способны скорее развлечь, чем заставить задуматься о серьезных проблемах бытия и социума (а ведь именно к этому стремилась документальная анимация в своих первых опытах, затрагивая такие темы, с которыми обычная документалистика зачастую не справлялась). А прошедшая по всем фестивалям короткометражка «Сломленные: женская тюрьма» (также получила диплом на КРОКе) произвела бы тот же эффект, будь она напечатана на бумаге в виде книги.

КРОК-2017: А когда на море качка

Не нашел серьезного продолжения и жанр фильма-калейдоскопа с его фрагментированным нарративом. Несколько лет назад его так ярко заявила Река Бучи со своей «Симфонией №42», породив целую серию разных любопытных (однако уже не столь впечатляющих проектов в таком стиле). Зато на КРОКе был, собственно, новый фильм самой Бучи – «Любовь» - еще более красивый и непонятный, чем сама «Симфония».

Остыли мультипликаторы и к технологическим экспериментам, которые так модны были несколько лет назад (фильмы, нарисованные на стенах, анимированные голубиные экскременты, фризлайт и игры светотени – все это уже не так забавляет и часто просто не проходит строгие фестивальные отборы).

Что же в сухом остатке? Пожалуй, сегодня, именно в самые последние пару лет, анимация вернулась более-менее к традиционным формам и задачам. По меньшей мере именно такие мультфильмы ценятся превыше всего на фестивалях вроде КРОКа (то есть таких смотрах, которые не ориентированы строго на экспериментальные фильмы, а пытаются именно что составить общую картину).

На первых позициях – трогательные человеческие истории, вроде «Конца сезона» (рассказывающего про новую жизнь выцветшей было любви у одной пожилой пары) или «Праздничного ветра» (великолепная зарисовка из жизни швейцарской деревеньки), где можно отметить и точность образов-деталей, и запоминающуюся графику, и живое трепетное чувство, заточенное в хороший выверенный ритм и крепкую композицию. (Эти два фильма получили приз и диплом в категории «Фильмы до 10 минут»). Сюда же можно отнести российского «Питона и сторожа», рассказывающего про странную дружбу сторожа зоопарка со сбежавшим змием, и получившего на КРОКе приз в категории «Фильмы до 50 минут».

КРОК-2017: А когда на море качка

Рядом – ироничные злободневные вещицы вроде SwiPed – не отмеченного призами, но замеченного зрителями маленького фильма про мировое засилье мобильных устройств, - или «Отношений» - минималистичной, но при этом очень выразительной короткометражки, где типы и роды человеческих отношений показаны через взаимодействие переходников и розеток.

КРОК-2017: А когда на море качка

Конечно, без абсурда – никуда: мрачноватый анекдот про человека с веслом «Клементро», странная история про поиски и обретение Бога «Среда с Годаром», «Альтернативная прогулка» Ивана Максимова, «Охота» Алексея Алексеева… Как и без психоделики: очередная работа Феликса Колгрейва («Двойной король»), сумасшедшая короткометражка «Боль в глазах от бесконечности» и графичная «Прогулка», после которой не хочется выходить на темную улицу, чтобы не словить такой же «бэд трип».

КРОК-2017: А когда на море качка

Наконец, самый, как обычно, любимый фестивалями жанр – анимационная метафора – нашел отличное воплощение в мультфильме «Негативное пространство», где мальчик рассказывает про свои отношения с отцом – необычные довольно, ибо сводились они к правильной упаковке чемоданов. Вот так вот паковал отец чемоданы, паковал, а потом умер (все смертны, да) – и первой мыслью уже повзрослевшего сына при взгляде на гроб было сожаление о том, как нерационально использовано пространство. В пересказе, конечно, все не то, но фильм – действительно очень славный – получил на КРОКе гран-при.

КРОК-2017: А когда на море качка


Зрительские симпатии ушли, впрочем, не ему, а совершенно уже классическому и даже абсолютно зрительскому фильму «Хулиганские сказки» - получасовой экранизации одноименной книжки Роальда Даля. Фильм этот остроумен, увлекателен и очень искусно сделан (особенно работа художника – просто шик, - хотелось бы сказать наша гордость, ибо художница Надя Мира родом из России, однако скорее позор, ибо, будучи из России родом, художница Надя Мира из России уехала, и мастерство свое обрела совершенно в других странах).

КРОК-2017: А когда на море качка

Одна из проблем КРОКа в том, что будучи фестивалем скорее локальным, он, конечно, редко получает фильмы на первый показ, поэтому самые значительные анимационные короткометражки зачастую теряются в его программе – их просто все уже много раз видели на других фестивалях. Эта ситуация – всегда суровое испытание для жюри. Но – что уж – приходится выкручиваться. На этот раз жюри поступило следующим образом: фильму Игоря Ковалева «До любви» выдали приз им. Александра Татарского «За высший пилотаж» (и почему-то хочется сказать, что лучше бы не давали никакого, потому что такая награда для фильма Ковалева выглядит слишком формально и очевидно); а «Слепой Вайше» Теодора Ушева наград не дали (этому фильму вообще не очень везет: не первый раз, будучи одним из самых сильных в конкурсе, он оказывается без серьезных наград, уступая куда менее амбициозным и интересным картинам). Хотя, в общем, «Слепая Вайша» - сделана тоже в любимом мультипликации жанре – жанре притчи. Небольшой фильм с выразительной жесткой графикой рассказывает про женщину, которая одним глазом видела прошлое, а другим будущее, и от этого не могла счастливо жить в настоящем.

КРОК-2017: А когда на море качка

В отличие от героини фильма Ушева, фестиваль КРОК точно живет настоящим. Как говорил один знаменитый анимационный персонаж «Прошлое забыто, будущее скрыто, настоящее даровано» (в английском оригинале здесь имелась в виду игра слов «present» - настоящее время, «present» - подарок), и нынешний фестиваль многими воспринимался именно как подарок, ведь в каком-то смысле то, что украинский КРОК продолжает плавать по российской земле – это настоящее чудо, и здесь на кораблике наши братские народы по-прежнему остаются братскими, дружными и веселыми, вопреки всем водным и политическим штормам.

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, комедия
Великобритания, 2017
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2017
мелодрама, эротика
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
комедия
Франция, 2017
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
все фильмы в прокате >>