Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Еще только экватор фестиваля, а уже показали Звягинцева, Ханеке и Мундруцо

Канны-2017: От «Нелюбви» до «Хэппи-энда»

Если вдруг захотите узнать, что такое скромный апокалипсис в пределах одного маленького европейского города, – приезжайте на Каннский фестиваль. И вы поймете наконец, что знаменитый Каннский фестиваль – это, как говорится, не вздохи на скамейке, а ежеминутная борьба за существование под этим, на первый взгляд, ласковым солнцем.

Нынешние Канны превратились в изнуряющие очереди то под палящим солнцем, то под дождем. Меры безопасности в этом году приняты совсем уж беспрецедентные – то ли это своего рода дань юбилею (как-никак 70-й смотр), то ли фестиваль уже не справляется с наплывом аккредитованных, - но теперь, чтобы попасть на конкурсный просмотр, надо отстоять в очереди час. На многие неконкурсные фильмы – тоже. Это сильно сжимает полезное время, и теперь четыре отсмотренных фильма в день – уже рекорд. Раньше это было среднее количество, пять считалось нормальным, а некоторые умудрялись попасть аж на шесть. Но кончилась лафа, повсюду – металлоискатели, причем их катастрофически мало, и проход на каннские просмотры стал напоминать вход на наши митинги протеста.

70-й, юбилейный Каннский фестиваль открылся новым фильмом Арно Деплешена «Призраки Исмаэля» с Марион Котийяр, Шарлоттой Генсбур, Луи Гаррелем и Матье Амальриком. Деплешен – один из любимых французских режиссеров, что, видимо, и дает повод каннскому руководству начинать юбилейный фестиваль его довольно нелепой картиной, представляющей собою сюрреалистическую комедию с элементами бульварного детектива, похожего на те, что любят выдавать по пять штук в год российские дамы-детективщицы. Однако все четверо актеров из картины Деплешена очень мило смотрелись на красной дорожке перед церемонией открытия и вызвали цунами радостных криков. Франция лелеет своих звезд.

Канны-2017: От «Нелюбви» до «Хэппи-энда»

Впрочем, странное пристрастие крупных фестивалей к удивительным фильмам на церемонии открытия все, кажется, уже привыкли и относятся к ней как к маленькой причуде большого гения. Тем более что впереди – целый фестиваль, одиннадцать дней восторга, драйва, разочарований, споров и – господи! – этих несносных очередей. Впрочем, было бы желание – и даже в этих толпах можно найти приятные моменты – например, они стали своего рода завалинками, на которых узнаешь местные новости, вступаешь в дискуссии о фильмах, знакомишься с самыми неожиданными коллегами. Слава очередям, одним словом.

Считается, что попасть в расписание конкурсных показов первым – плохая примета. Мол, обычно в начале ставят тех, о ком потом предпочтут забыть. Поэтому радоваться тому, что первым номером пошла «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, не приходилось. Тем более что по времени пресс-показ совпал с церемонией открытия. Но судя по откликам зарубежной прессы, «Нелюбовь» полюбилась.

Звягинцев – один из немногих российских режиссеров, отважно бросающийся на амбразуры человеческого равнодушия. Да что там немногих – чуть ли не единственный. Правда, можно вспомнить еще и Кирилла Серебренникова с его «Учеником», тоже показанным в Каннах, - о наступлении мракобесия и атрофии здравого смысла. Все фильмы Звягинцева, особенно последние – «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь» - о том, как зачерствели, замерзли сердца, опустели души, почернели умы. О том, что пустота постепенно заполняется гноем злобы и равнодушия. «Елена» в этом ряду – самый удачный, самый совершенный фильм Звягинцева, снятый лаконично, точно, с блистательными актерскими работами. «Левиафан», помнится, вызвал шумный гнев у наших чиновников и патриотов-священников, заявивших, что Звягинцев очернил все святое, к чему прикоснулся. Это не ново – в России издревле путают Отечество и Ваше Превосходительство.

Канны-2017: От «Нелюбви» до «Хэппи-энда»

Впрочем, и больные ведь тоже готовы проклясть хирурга, приносящего им боль, не понимая при этом, что после пика боли наступит облегчение. Потом, когда «Левиафан» получил «Золотой глобус» и оскаровскую номинацию, чиновникам и патриотам было приказано замолкнуть, и тут-то оказалось, что Звягинцев – наша гордость. Поэтому есть надежда, что в случае с «Нелюбовью» подобной ошибки они не повторят. Хотя нет никаких сомнений, что по выходу фильма в прокат (1 июня) какие-то демарши будут инициированы.

Теперь два слова о «Нелюбви». Это история тяжелого развода двух супругов примерно 35-37 лет, Жени (Марьяна Спивак) и Бориса (Алексей Розин). Вчера еще близкие люди остро ненавидят друга, спешат поскорее продать квартиру, чтобы поскорее разъехаться, и увлечены новыми романами, а Борис и вовсе готовится вот-вот опять стать отцом. За всей этой сутолокой и ненавистью забывается главное – 12-летний сын Алеша (Матвей Новиков), страдающий больше всех и в какой-то момент исчезающий. Полиция бездействует, родители поначалу увлечены обвинениями в адрес друга и взаимными претензиями, друзьями пара не обросла. За дело берется местный отряд поисковиков – симпатичные бравые простые ребята, делающие работу за государство.

Саспенс удается Звягинцеву просто отлично – нарастающее напряжение куется режиссером мастерски. В этом очевидная заслуга и сценариста Олега Негина, очень точно расписавшего характеры героев в развитии, что, как известно, - один из столпов кинодраматургии, которым отчаянно пренебрегают современные российские сценаристы. Если в начале фильма мы видим только тупо озлобленную друг против друга пару, то к концу картины благодаря сценаристу оба героя по мере сил открывают собственные душевные ресурсы, до того момента дремавшие.

Канны-2017: От «Нелюбви» до «Хэппи-энда»

Препарируя одну среднестатистическую семью, Звягинцев пытается поставить диагноз обществу, похоронившему и любовь, и доброту, и сострадание. Но если не увлекаться чтением диагноза, не читать его с выражением, а присмотреться к фильму повнимательнее, становится очевидным: все претензии к обществу, которые многие сочли скальпелем хирурга, на самом деле – довольно поверхностная констатация факта, что все не любят всех. Новость? Вряд ли. «Все кругом озлоблены», «в воздухе разлита агрессия», «все ненавидят всех» - любимая тема не только интеллигенции, но и большого числа людей, не имеющих отношения к творческим профессиям. Собственно, это уже – общее место. Звягинцев указывает на это общее место, делая это, справедливости ради, прицельно и точно. В его руках – все доступные и отлично использованные инструменты. Подбор актеров – на пятерку. Марьяна Спивак и Алексей Розин – прекрасная экранная пара, оба органичны и оба по-актерски пластичны, им удается показать характеры своих малоприятных персонажей «в действии», в развитии – оба они проделывают путь от трагически фарсовых героев к истинно трагическим. Оператор Михаил Кричман превосходно создает настроение, при помощи камеры сгущая атмосферу, в которой только и может царить нелюбовь. В фильме немало постельных сцен и обнаженной натуры, и снято это столь красиво и целомудренно, что если кто-то примется упрекать авторов в растлении кого-то-там – можно смело утверждать, что им заплатили. Кстати, именно постельные сцены являют противовес нелюбви, в них масса чувственной нежности, которая дает надежду на то, что не все еще потеряно, несмотря на Дмитрия Киселева на экране.

И все это, в общем, хорошо и мастерски, если бы не стремление авторов и продюсеров непременно выйти на глобальные обобщения, настоять на том, что перед нами – Россия в разрезе. Для этого едва ли не в каждой сцене на заднем плане – бубнящий телевизор, а под конец он и вовсе орет о зверствах украинских бандеровцев голосом и лицом Дмитрия Киселева. В последней сцене фильма Женя в спортивном костюме с надписью «Россия» встает на тренажер – беговую дорожку, чтобы начать на ней утомительный холостой ход. Символ сегодняшней России.

Стремление к глобальной метафоре – самая слабая сторона фильма, сильно снижающая цену художественного высказывания. Впрочем, картину на фестивале приняли просто отлично – пресса рассыпалась в комплиментах. Звягинцева здесь любят. Да это и хорошо.

Канны-2017: От «Нелюбви» до «Хэппи-энда»

Но, как говорится, не Звягинцевым единым. Основной конкурс худо-бедно раскачивается и вот-вот раскачается окончательно. Пока конкурс течет спокойно и не слишком вразумительно. Очень мил Тодд Хейнс с мелодрамой «Мир, полный чудес» - о глухой девочке из 1927 года и мальчике из 1977-го, которые чудесным образом встречаются в Нью-Йорке, - такой художественный трогательный экзерсис, рюшечка на строгом фестивальном наряде. Венгерский режиссер Корнел Мундруцо, прославившейся несколько лет назад сюрреалистической драмой «Белый бог» о восстании собак, теперь привез в конкурс странную, но привлекательную полукриминальную историю «Спутник Юпитера» - о сирийском юноше-беженце, который после ранения обрел способность летать. В главной роли – друга и покровителя странного юноши – снялся Мераб Нинидзе, бывший советский актер, еще в отрочестве снявшийся у Тенгиза Абуладзе в «Покаянии», а теперь живущий в Австрии.

Ярким пятном вспыхнул в конкурсе фильм Рубена Эстлунда «Квадрат». Эстлунд, 43-летний шведский режиссер, получил известность после того, как его картина «Форс-мажор», тонкая психологическая драма, была номинирована на «Оскара». «Квадрат» - комедия, исследующая мир современного искусства и место художника в нем. Юмор порой напоминает юмор соотечественника режиссера – Роя Андерсона, умеющего вызвать хохот в зале статичным молчаливым кадром, в котором вдруг окажутся изрядные залежи юмора.

Разумеется, одним из самых ожидаемых фильмов стал «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке, двукратного лауреата «Золотой пальмовой ветви». Фильм этот, скорее всего, выйдет в российский прокат, так что подробно о нем еще напишут. Отметим лишь, что этому ленте большого европейского мизантропа о закате, казалось бы, неколебимой европейской цивилизации неожиданно не хватило резких движений. Отменный актерский состав, в первую очередь – Жан-Луи Трентиньян, играющий здесь главу респектабельного буржуазного семейства, а ансамбля почему-то не сложилось, что для Ханеке совсем странно.

Канны-2017: От «Нелюбви» до «Хэппи-энда»

Подписаться на рассылку новостей
Ссылки по теме
Рецензии:
«Левиафан» Звягинцева
«Любовь» Ханеке
«Форс-мажор» Эстлунда
«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» Андерсона

Смотреть онлайн:
«Левиафан»
«Белый бог»
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
драма
Россия, 2017
биография, драма
США, 2017
все фильмы в прокате >>