Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

В Ханты-Мансийске начинает работу XV международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», он пройдет с 3 по 9 марта. В этом году отборочную комиссию возглавил известный кинокритик, консультант фестиваля в Локарно Борис Нелепо. Именно он в значительной степени ответственен за то, какие именно фильмы попали в конкурсную программу. О том, где сейчас бьется нерв мирового кинематографа, мы решили спросить его самого.

Борис Нелепо

В международной программе «Духа огня» будут соревноваться восемь картин. Почему именно они? Каковы были критерии отбора?

То, что будет показано, – одни из самых значимых и обсуждаемых мировых дебютов прошедшего года. Я знаю, о чем говорю: как кинокритик и консультант кинофестиваля в Локарно весь год езжу по миру, смотрю по пять фильмов в день. Могу с уверенностью сказать, что все значимые кинодебюты видел. Из них мы отобрали в шорт-лист около 50 картин, с которыми потом начали более прицельно работать, чтобы из пятидесяти вычленить восемь. Разумеется, самый главный критерий – некая общая идея, объединяющая наши показы. Мне хотелось, чтобы фильмы, показанные в Ханты-Мансийске, как-то друг с другом перекликались, разговаривали.

Что вы имеете в виду?

Кино снимается много, и все оно достаточно разнородное. Хочется, чтобы у зрителя сложилась какая-то полифоническая картина как самого мира, так и кинематографа, который об этом мире сообщает. У нас на фестивале будут фильмы очень широкой географии, с разных континентов. Камбоджа, Египет, Сирия, США, Польша, Португалия… Все картины – очень региональные, в них много от того места, где они снимались. Таким образом, находясь в Ханты-Мансийске, мы можем совершить практически кругосветное путешествие. Увидеть, жизнь, насущные проблемы, искания, эмоции людей в тех странах, где мы никогда не были, и не знаем, побываем ли.

Что покажет «Дух огня»

Не окажутся ли эти проблемы непонятными хантымансийцам и гостям фестиваля?

Этика программирования фильмов на любом фестивале заключается в ответе на вопрос: для кого эти фильмы отбираются? Я не ставил перед собой цель добиться исключительного кураторского самовыражения. Ответ очень четкий: для зрителя. Все восемь отобранных нами картин будут интересны не только профессиональному кинокритику, но и широкой публике – здесь мы постарались соблюсти определенный баланс. И не стоит думать, что речь о каких-то компромиссах, – каждую из них я по-настоящему люблю.

Опыт, который эти фильмы показывают, зритель может совместить со своим. Например, картина «Алмазный остров» камбоджийского режиссера Дэви Шу – про строительство элитного микрорайона, строители которого никогда не будут в нем жить. Египтянин Тамер Эль-Саид снял фильм про Каир перед революцией – все эти истории понятны и нам.

Фильмы объединяет и нечто большее, чем географическая разнородность – некая сверхзадача. Я бы сказал, что все они вызваны необходимостью снимать кино. Не секрет, что в XXI веке кинематограф лишился части силы из-за огромного количества конкурирующих медиа – сериалов, интернета, социальных сетей. Кинематограф теряет зрителя, и в этих фильмах я увидел веру в кино, в необходимость снять то, что было снято, – не просто ради того, чтобы потешить самолюбие или сделать коммерчески успешное предприятие. И, хотя в этом году у нас в конкурсе все картины – первые игровые (регламент позволяет участвовать и со вторым фильмом), режиссеров сложно назвать начинающими, если судить по мастерству этих картин. Все они ставят в своих фильмах фундаментальные, сложнейшие вопросы.

Вы говорили, что само название «Духа огня» хорошо знают, и это помогало вам в работе. Неужели и в Камбодже знают про ханты-мансийский фестиваль?

Мы говорим о показах фильмов не только с режиссерами, а чаще – с продюсерами, компаниями, которые их представляют. И именно эти компании делают выбор, давать ли эту картину нам или другому фестивалю. В России фестивалей много, и между ними весьма серьезная конкуренция. За многие фильмы нам приходилось бороться. И здесь свою роль сыграло то, что за 15 лет, что «Дух огня» проходит в Ханты-Мансийске, моими предшественниками уже были установлены партнерские отношения с сейлз-агентами, а также с продюсерами, которые выбирали, где бы они предпочли увидеть российскую премьеру своих фильмов. Факт, что фестиваль все эти годы задавал очень высокую планку – участием достаточно заметных режиссеров, составом жюри, – вызывал доверие и сильно помогал в переговорах.

Кроме того, мотор фестиваля - это не только люди, которые отбирают фильмы, но и команда, часто остающаяся в медийной тени, но совершающая колоссальную работу по переговорам с агентами, приглашению гостей, организации кинопоказа. Эта команда на «Духе огня» состоит из потрясающих профессионалов, работающих здесь много лет. Я же лично чувствую ответственность, занимаясь отборами программ после Андрея Плахова и Петра Шепотинника - настоящих титанов как кинокритики, так и кураторства.

Что покажет «Дух огня»

Были ли финансовые сложности с организацией?

К счастью, серьезных не было, благодаря поддержке партнеров. Многим сложно понять в век торрентов и тотального пиратства, что организовать кинопоказы – это не так-то просто. На самом деле это трудоемкий и сложный процесс с огромным количеством контрагентов – нужно договориться о правах, чтобы сделать переводы, чтобы привезти гостей, оформить визы... Все это очень дорогостоящее мероприятие, и представить его без надежного партнера, мецената – очень сложно. Так что роль спонсоров – фундаментальная, ключевая, и это мировая практика. «Духу огня» повезло: уже более десяти лет его поддерживает «Газпром нефть», которая является не просто спонсором, а партнером, разделяющим идеи фестиваля. Как вы знаете, компания даже вручает здесь свой собственный приз – «За сохранение культурных традиций». Мы невероятно благодарны им за это партнерство.

В этом году впервые пройдут показы фильмов «Духа огня» в Москве. Для чего это делается? Стоит ли в следующем году ожидать притока столичных зрителей в Ханты-Мансийск?

В первую очередь, мы очень гордимся программой, долго работали как над ней, так и над организацией кинопоказов, и, соответственно, очень хотим, чтобы ее посмотрели как можно больше зрителей – ведь все делается в первую очередь для них. Это совсем не значит, что фестиваль смещает фокус с Ханты-Мансийска, ровно наоборот: «Дух огня» с рождения неразрывно связан со столицей Югры, и на кинематографической карте мира она давно стала одним из принципиальных фестивальных пунктов. Но распространять программы на другие города - это международная практика: сейчас кинофестиваль в Локарно проводит «Локарно в Лос-Анджелесе», организацией «эха» своих программ регулярно занимаются Роттердам и другие смотры поменьше.

Конечно же, фестивальную атмосферу - само настроение прекрасного города, возможность совместного просмотра с жителями Ханты-Мансийска - экспортировать невозможно. Как и огромное количество мероприятий фестиваля, составляющих его - можно сказать – душу: церемонии открытия и закрытия, которые лично ставит Сергей Александрович Соловьев, его спектакли, круглые столы и тому подобное. Но не сделать небольшую подборку фильмов для «эха» в Москве было бы неправильно. И мы будем очень рады, если столичные зрители так вдохновятся этими показами в Центре документального кино, что запланируют себе на следующий год поездку в Югру.

Что покажет «Дух огня»

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, мистика, триллер
Россия, 2016
киноповесть
Германия, США, Франция, 2016
мистика, триллер
Германия, США, 2017
комедия
Австралия, 2016
боевик, драма, криминальный фильм
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
семейное кино, фильм о животных, экранизация
США, 2017
триллер, экранизация
Великобритания, Канада, США, 2017
музыкальный фильм
Латвия, Россия, 2016
комедия, мелодрама, приключения, семейное кино
Россия, 2015
драма
США, 2016
мелодрама
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>