Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Гран-при 24-го выборского кинофестиваля «Окно в Европу» получила якутская драма «Его дочь» Татьяны Эверестовой, она оказалась медитативным, стройным и нестыдным произведением, в котором режиссер вспоминает о своем детстве в компании бабушки и дедушки - под аккомпанемент радио, вещавшего о встрече Брежнева с металлургами, мычание коров, шелест ветра и сцены из «Берегись, автомобиля», просмотренного почти всей семьей на новеньком телевизоре. На лишившийся с тех пор уважения ящик тут красноречиво кладут салфетку - именно такими деталями, ненавязчивой и деликатной реконструкцией и хороша «Его дочь». В сущности, это такой семейный фотоальбом: красивый, опрятный, местами завораживающий, но некоторые страницы у зашедших с улицы гостей возникает желание пролистать, особенно те, что снабжены патетическими комментариями о преимуществах внешнего над внутренним.

«Окно в Европу»-2016: Достать чеку и плакать

Оставшиеся после первого обзора фильмы конкурсной программы по большей части продолжили соревнования на тему беспомощности и беспощадности: в бой пошли сказки и растворенные в авторском стиле ироничные триллеры.


«Окно в Европу»-2016: Достать чеку и плакать



Типа сказки

Дебютный фильм ученицы ВГИКа Ксении Баскаковой «Птица» - сказка про туберкулез, объединяющая двух больных закрытой формой: панк-рокера, фронтмена группы «Симаргл» по кличке Птица (Иван Охлобыстин) и девочку-подростка Катю (Евдокия Малевская), чьи родители развелись. С отцом-адвокатом она толком никогда не общалась, а мать (Анастасия Мельникова) постоянно заламывает руки, жалуется на дочерин характер и живет уже с другим мужем, от которого родила еще двоих детей. Местами остроумно придуманная (среди сценаристов - Ярослава Пулинович), «Птица» - как начинающий музыкант - лажает подозрительно часто: местный панк-рок похож на что угодно, но не на панк-рок (апофеозом панкования оказывается песня «Мошка» группы «Мумий Тролль»), Охлобыстин в роли старичка-лесовичка в наколках отыгрывает умеренную версию доктора Быкова, а все незначительные героини в этом мире - кроме Кати, ее мамы и пожилой балерины-туберкулезницы - исключительно длинноногие модели. Когда «Птица» пытается быть актуальной и упоминает какой-то перфоманс на Красной площади, становится совсем уж неудобно за такой фальшак, и это чувство только усиливается, когда в финале играет «Прогулки по воде», а в кадре возникает Гарик Сукачев с белоснежными крыльями. То ли «панковский», то ли «готичный» кавер на «Медведицу» тоже «Мумий тролля» закономерно венчает этот эклектичный и псевдо-жизнеутверждающий парад сломанных игрушек.

«Окно в Европу»-2016: Достать чеку и плакать

Еще одна сказка - теперь от тандема режиссера Анны Чернаковой и сценариста Александра Адабашьяна - «Жили-были мы» (по аналогии с «Птицей» ее можно назвать сказкой про шизофрению) не просто стала участником основного конкурса, но и удостоилась чести быть фильмом открытия фестиваля. Мама (Светлана Иванова) доведена до ручки: кто-то разбил деревянного ангела и не признается (судя по тому, что ангела распополамило - в несчастном случае участвовал топор), кто-то разлил чернила на ее суперважный чертеж (судя по чертежу, маме двенадцать лет, и она его срисовывала из учебника по истории). В сердцах она уезжает в Сибирь (!), а отец (Леонид Бичевин) остается с дочерью: они решают перекрасить все стены в доме, он рассказывает, как познакомился с мамой («тогда - Сашкой»), а дочь учит его путешествовать во времени при помощи вращающегося колесика от тележки и картин (механизм такой: покрутил, полотно задымилось - прыгай). В истории также присутствует злодей Мовэ (Дмитрий Певцов) - картавый любитель чужих колесиков и жен, но отнюдь не он главная проблема злополучного семейства. «Жили-были мы» виртуозно прикидываются фильмом, который придумали и сняли дети, но кто-то постоянно жмет на тормоза - и лента застывает в полупозиции между сомнительным экспериментом и чистым как слеза младенца трэшем. В последний неплохо вписалась песня «Ванинский порт», которую распевает маленькая героиня (про то, как зэков везут на Колыму).

«Окно в Европу»-2016: Достать чеку и плакать



Типа триллеры

Про дела семейные в жанре разбавленного триллера рассказывает Роман Каримов в ленте «Черная вода» - истории про единокровных братьев Максима (Дмитрий Богдан) и наркомана на лечении Петра (поэт и фронтмен группы «Макулатура» Евгений Алехин), а также девушку Максима Полину (Ирина Старшенбаум), которые едут в глушь под Петербург, чтобы починить приобретенный по дешевке корабль, а по пути знакомятся с местными жителями - запущенными реднеками, которые смотрят искоса и бормочут проклятия. Каримов отказывается в «Черной воде» работать с жанром, слишком редко пуская в ход сапсенс и заполняя двухчасовой хронометраж порой откровенно идиотскими диалогами (- «Мы ездили на кладбище к матери». - «А что с ней?»; «Жизнь - сложносочиненное уравнение»). В такой атмосфере коленца сюжета не вызывают горячих эмоций, а финал сильно проигрывает по осмысленности явлению быка Бориса, совершающего ночную трапезу на кладбище в компании хозяина Николая.

«Окно в Европу»-2016: Достать чеку и плакать

Также крепкое плечо жанра не помешало бы «Дизлайку» Павла Руминова - подростковой комедии про блогеров в маске слэшера. Восемь самых популярных видеоблогеров рунета отправляется в загородный дом, чтобы испробовать новый энергетик и получить за рекламу солидное вознаграждение. "Кинообзорщик", пранкер (по кличке Пранк), девушка, говорящая исключительно шепотом, и настоящая звезда Таша (героическое сражение с покерфейсом видеоблогера Марии Вэй) и остальные троллят друг друга и собираются срубить денег, пока не оказывается, что с ними хотят сыграть в одну игру таинственный голос и некто в маске младенца и с топором. Задумав картину как оммаж любимым хоррорам и трэш-фильмам детства («Фантазм 2», «Телемертвецы», «Пятница 13-е» и «Хэллоуин»), Руминов упорно игнорирует саму механику слэшера: «Дизлайк» пестрит поклонами любимым лентам и шутками, но страшно проседает, стоит ему ступить на кровавую тропу. Юмор почему-то оказывается антонимом страха (от слишком человеческих шагов анонима в маске весь саспенс улетучивается), но главный рассинхрон в другом: слишком демонстративно и дистанционно играя в расфокусированный жанр, Руминов ослабляет эффект от череды финалов, которые хоть и выпрыгивают, в общем-то, неожиданно, но в жанровом регистре работали бы как преднокаутное комбо боксера-тяжеловеса. В противном случае ухмылку, возникающую от дурашливого блогерцида, перенимает финал, сообщающий, что настоящий монстр не в маске, и это даже не равнодушные любители фана из интернета. У настоящего монстра всегда неожиданные амбиции.
Павел Руминов перед сеансом попросил упоминать, что в Выборге показали рабочую версию, а не прокатную, но вряд ли к 22 сентября эту все-таки остроумную (особенно в сатирическом смысле) картину доснимут до полновесного слэшера, а значит, ключевые недостатки никуда не денутся.

«Окно в Европу»-2016: Достать чеку и плакать



Окно закрыто

Финальным аккордом фестиваля стал «День до» - альманах под продюсерским патронажем Александра Цекало, рассказывающий четыре истории, случившиеся на фоне мчащегося к Земле метеорита.
Александр Карпиловский снял новеллу о том, как мальчуган при помощи комикса про Человека планетА (не спрашивайте) отвратил апокалипсис на фоне ругающихся родителей и знакомой пары (героиня Дарьи Мороз ревнует мужа Анатолия Белого к давней подруге с исполнении Елены Лядовой. Последняя страдает от того, что «в нее никто не кончает», и она так и не стала матерью).
Вторая новелла - за авторством Владимира Котта - повествует о довольно интеллигентной семье, которая выкрала замороженного в криогенной капсуле знаменитого и смертельно больного детского поэта (Юрий Стоянов), а тот оказался самовлюбленной скотиной, но все-таки с душой.
Третий сюжет придумал и срежиссировал Александр Котт: неожиданный для режиссера вульгарный питерский парафраз Рапунцель про деспотичного отца (Александр Лыков), который хочет встретить конец света в кругу семьи, а его дочь (Дана Абызова) влюблена в небогатого юношу (Александр Петров) и стремится провести эти часы с ним. Новелла начинается с погони, а заканчивается в духе «Ромео и Джульетты» - только монтаж предсмертного миража в виде занимающихся сексом на асфальте героев со сценами плачущих родителей рождает, скорее, комический эффект.

«Окно в Европу»-2016: Достать чеку и плакать

Заключительную главу, сочиненную Петром Тодоровским, остроумно снял Борис Хлебников: отечественные люди творческие личности гражданской наружности - режиссеры, писатели etc - ломятся в закрытую дверь Министерства культуры, чтобы загрузить свои бессмертные произведения в капсулу, которую отправят в космос. Среди алчущих - композитор (Сергей Бурунов), автор непотребного шлягера «Пруд детства моего». На пути к цели ему предстоит пройти испытание медными трубами, министерским секретарем (Ксения Раппопорт) с пистолетом и одетым в платье министром (Сергей Маковецкий).
Представляя фильм, Цекало объявил, что альманах родился из желания пошалить - и Хлебников единственный у кого это получилось более-менее нестыдно: Игорь Золотовицкий в роли условного Михалкова восклицает «Да, три моих фильма были говно», а Маковецкий-Мединский с заботой извлекает из ящика стола упитанный томик труда про Россию со своим портретом на обложке.

При этом «День до» удивительно финализирует неутешительные выводы, возникшие после «Кинотавра» и на «Окне в Европу» лишь подтвержденные: сырой телевизионный продукт пожрал кино, а безвкусица мимикрирует под шалость. «День» начинается с включения из студии Первого канала: «Пусть говорят», Малахов в роли Малахова, люди собрались напоследок полюдоедствовать под песни Филиппа Киркорова и безумные семейные истории - те самые, показанные в альманахе. Это включение окончательно стирает грань между кинотеатром и телевизором, но интересен другой стилистический трюк: первая новелла напоминает выпуск «Ералаша» с претензией на взрослость (хэштеги #трахнуть и #кончить), вторая - практически в чистом виде «Городок», третья - любой сериал про ментов, снятый в Петербурге (например, с участием Лыкова), четвертая - современные сериалы на ТНТ. Сюжет с метеоритом тоже показательный: как сказала пожилая зрительница в студии «Пусть говорят» - «Дайте сгореть спокойно». Сгореть действительно есть от чего: среди увиденного в Выборге единичные ленты дотягивают до звания фильма, остальные, как говорится, - ни в кино, ни в Красную армию.

«Окно в Европу»-2016: Достать чеку и плакать

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 3
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   17.08.2016 - 23:08
Что-то ничего из здесь описанного не вызывает желания смотреть. Один вымученный артхаус. читать далее>>
№ 2
якуи (Москва)   15.08.2016 - 08:59
Депутат Михаил Эверстов, бывший начальник управления ОБЭП МВД Республики Саха и помощник президента АК «АЛРОСА», и его супруга Татьяна — известные в Якутии меценаты. Один только праздник ЫСЫАХ, ежегодно... читать далее>>
№ 1
Елена Губанова (Воронеж)   14.08.2016 - 17:39
Автор полный кpетин читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, военный фильм, драма, триллер
Великобритания, Нидерланды, США, Франция, 2017
комедия
Бельгия, Франция, Швейцария, 2017
детский фильм, приключения, семейное кино, сказка
Германия, 2017
боевик, триллер
Франция, 2017
комедия
Италия, 2014
триллер, фильм ужасов
США, 2016
все фильмы в прокате >>