Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

Калоши счастья

«Берцы» Екатерины Шагаловой

Журналист Сергей (Тимофей Каратаев) после разоблачающего важных шишек репортажа лишается работы на телевидении и погружается в домашнее адище быта. Экс-националист, поклонник Александра Башлачева и усталый правдоруб, он живет в небольшой захламленной квартирке вместе с матерью (Татьяна Лютаева), ее пока неокольцованной пассией (Алексей Барабаш) и младшей сестрой (Мария Антонова), которой из-за психического заболевания не стоит совершать ошибку и выходить на улицу. Сергей не торопится искать работу, пассивно рвет отношения с девушкой (Дарья Екамасова) и избивает потенциального насильника сестры, который оказывается невиновным и после примирительного употребления пары бутылок алкоголя дарит обидчику берцы. Те, если сказать им: «Веди, куда надо», доставят носителя в правильное место. Для Сергея судьбоносной локацией оказывается подземный переход, где он занимается сексом с незнакомкой (Ксения Лаврова-Глинка), как окажется позже - радиоведущей. Жизнь меж тем не налаживается, а движется к паре трагедий и одному удивительному перерождению.

«Берцы» Екатерины Шагаловой

«Берцы» Екатерины Шагаловой, режиссера «Однажды в провинции», первое время прикидываются густо замешанным социальным кино, но с появлением главных героев (берцев) идут ва-банк, обнаруживая абсолютно сказочную природу. Сергей-дурак истошно орет на обувь, та ведет его в новый омут неприятностей, по квартире разливается запах надвигающегося инцеста (сестра не скрывает чувств к брату, да и мать, именующая сына исключительно Серым, не очень понимает границы дозволенного), а герои с особым тщанием, как брат-даун короля Мидаса, превращают все, к чему прикасаются, в дерьмо. То, что «Берцы» - мрачная сказка о потерянном времени (поколении, стране - нужное подчеркнуть), кое-как объясняет лубочных персонажей, фантастические коленца сценария и сериальные диалоги, в которые удивительным образом закралось одно живое, современное слово (выбивающееся из словарного запаса картины – «овуляшка»).

«Берцы» Екатерины Шагаловой

Картина Шагаловой, как это бывает с неудачным социальным кино, не столько препарирует заявленные проблемы, сколько утрирует и ерничает, увлекается гротескным наслоением язв, подменяет избыточностью незнание фактуры. В «Берцах» можно увидеть самое неправдоподобное за историю российского кино изображение телерепортажа, сумбурный ремейк знаменитой сцены из «Необратимости» Гаспара Ноэ и целую галерею более или менее тусклых персонажей - от спящего в одном ботинке главного героя до влюбленной хабалки в исполнении Екамасовой (впрочем, есть в картине и очень органичный персонаж Барабаша - мягкий мужчина, который мирится с разбродом в семье возлюбленной). Берцы, как сотовый в «Чертовом мобильнике» - современной французской сказке о том, что нужно бояться своих желаний, - последовательно портят жизнь сменяющихся хозяев и их близких. Один буквально впадает в детство, другой становится бомжом. А выход из порочного круга наследственных травм и перверсий сокрыт в институте брака, где муж - во дворе, а жена - у плиты. Не случайно мать Сергея, словно заведенная, повторяет мудрую мысль о том, как меняется жизнь с рождением ребенка. Это, а не демонические сапоги-судьбоходы, в вывернутом наизнанку мире «Берцев» и является настоящим чудом.

«Берцы» Екатерины Шагаловой

Казалось бы, нравоучения в кино давно стали вотчиной размашистых и безмозглых блокбастеров, нишевых драм (преимущественно для девочек и/или подростков) или отправившихся в крутое пике больших режиссеров. Фильм Шагаловой, рассказывающий о том, что миру достаточно чудес, а нужно немного строгости, в эти координаты не вписывается, зато задевает несвежий, но последнее время часто обсуждаемый тренд, когда режиссеру схематичные персонажи и самому не очень-то интересны. Не случайно в «Берцах» сочная работа художника-постановщика затмевает старания всей остальной съемочной группы: люди существуют, но существуют неправильно, бесконтрольно, эгоцентрично, и если их переставить – то будет счастье.

«Берцы» в прокате с 12 февраля.

«Берцы» Екатерины Шагаловой

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 4
её-косы-нагадали-на-меня (где-то)   22.04.2015 - 22:42
Вот реально прошибло. Тут тоже пихну этот пост. Один замечательный япошка, работающий в анимэ индустрии, сказал, что произведения не нужно обсуждать – их нужно просто хавать. Так вот, пока я жрал этот... читать далее>>
№ 3
Владимир Тимирязев (Москва)   15.02.2015 - 11:13
Очень живописный фильм, в гротескной форме изображена вся суть нашего беспривязного бытия, что придаёт идее фильма ещё больше убедительности и сопереживания. В судьбе Светы, отвергнутой возлюбленной героя... читать далее>>
№ 2
anb28 (Москва)   10.02.2015 - 14:11
отличное кино. Был на втором пред.показе. Ренессанс Лютаевой превратит её в мейнстрим, в стольких проектах снимается. Барабаш не переставляет удивлять. Соглашусь с автором, картинка не просто сочная,... читать далее>>
№ 1
Илис (Ишим)   10.02.2015 - 10:10
Очень ждем-с!Даёшь ремейк "Пощёчины общественному вкусу"! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, мистика, триллер
Россия, 2016
киноповесть
Германия, США, Франция, 2016
мистика, триллер
Германия, США, 2017
комедия
Австралия, 2016
боевик, драма, криминальный фильм
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
семейное кино, фильм о животных, экранизация
США, 2017
триллер, экранизация
Великобритания, Канада, США, 2017
музыкальный фильм
Латвия, Россия, 2016
комедия, мелодрама, приключения, семейное кино
Россия, 2015
драма
США, 2016
мелодрама
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>