Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Человек, который обшутил всё: 50 лет Джадду Апатоу

6 декабря
2017 год
 
 
 
 
 
 
1
3
5
6
8
9
11
13
14
16
17
18
21
22
24
25
26
27
29
30
31
 
 
1
3
4
7
9
10
11
12
14
15
18
19
20
21
22
24
26
27
29
 
 
1
3
5
6
7
8
9
11
12
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
 
 
 
 
 
1
4
5
6
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
2
3
4
6
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
19
21
22
23
24
25
26
28
31
 
 
 
1
4
7
8
11
12
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
8
11
13
16
18
19
20
21
22
24
25
26
27
29
30
31
 
2
3
5
6
7
9
10
11
13
15
17
18
19
20
21
22
26
30
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
8
9
13
14
16
18
19
23
24
25
26
27
28
30
 
 
 
 
 
 
1
2
5
7
8
10
11
12
14
16
17
21
22
23
24
29
30
31
 
 
2
4
6
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
22
26
27
29
 
 
 
 
2
5
6
7
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Все рубрики

Внутренняя империя >>

От очередного стендапера до гуру американской комедии

Человек, который обшутил всё: 50 лет Джадду Апатоу

Несколько лет назад комедиограф Пол Фейг сказал про него: «Он - бренд», подразумевая, что имя Джадда Апатоу наверняка окажется знакомым «посетителю торгового центра на среднем западе США». Однако Апатоу несколько больше, чем бренд, каких в одном захудалом магазине наберется минимум с десяток (а если не гнаться за модной маркой - и несколько сотен). Джадд Апатоу - человек-супермаркет, небезуспешно помогающий развиваться чужим брендам.

Яркий пример - его сотрудничество, в частности, с Полом Фейгом на заре карьеры обоих, которое вылилось в юмористический сериал «Хулиганы и ботаны» (1999) - про подростков из 80-х (еще до того, как это стало мейнстримом). Фейг придумал, Апатоу спродюсировал шоу, написал сценарий к шести эпизодам, а снял - три. Получилась историческая фигня: детище Фейга и Апатоу четко схватило момент, когда новейшая американская комедия оказалась готова вырваться из полуподвальных стендап-клубов на кабельное телевидение и большой экран. Вместе с тем «Хулиганы и ботаны» образцовое переходное шоу между отважными 2000-ми и славными 80-ми Джона Хьюза: Freaks and geeks в равной степени дань уважения мастеру подросткового кино и намёк, что дальше действовать будут они. Крайне популярные (и уморительные) «SuperПерцы», спродюсированные Апатоу, явно вышли из этой шинели - Сет Роген, написавший сценарий фильма, в шоу Фейга играл старшеклассника на расслабоне (амплуа, увековечившее канадского юмориста в истории комедии).

Хулиганы и ботаны (1999)
фото: сериал "Хулиганы и ботаны"

Тут спрятана главная особенность фигуры Джадда Апатоу - говоря о нём, слишком просто соскользнуть куда-то в сторону, переключиться на окружение. На других комиков, с которыми он так или иначе работал: Роген, Джейсон Сигел, Джек Блэк, Эми Шумер, Адам Сэндлер, Джей Барушель, стоп-стоп-стоп… Или режиссеров-сценаристов, которых он взял под продюсерское крыло: Апатоу заметил Лену Данэм после короткометражки и предложил делать шоу на HBO. Сегодня создательница сериала Girls - самостоятельная и слышная фигура в медийном пространстве. Апатоу спродюсировал цикл комедий «Телеведущий» Адама МакКея, которого узнали несколько позже по «оскароносной» драме «Игра на понижение». Апатоу поддерживал стендап-комика Пита Холмса, который сейчас делает на HBO ситком «По друзьям» (про инфантильного стендап-комика). И второй режиссерский проект Бена Стиллера - любимый в России и не слишком жалуемый в США «Кабельщик» - тоже не обошелся без участия Апатоу, который ранее писал шутки для «Шоу Бена Стиллера» (1992-1993).

сериал Лены Данэм Девочки (Girls)
фото: сериал Лены Данэм Девочки (Girls)

Для совсем уж оды Джадду Апатоу следовало бы обозвать его отцовской фигурой современной американской комедии, с которой он синхронно прошел окрыляющий опыт сначала стендап-комика, затем сценариста на телевидении, ну а пика достиг вместе с возможностью делать независимые комедийные проекты, собранные не на коленке, а поддерживаемые крупными студиями. Апатоу как-то в шутку заметил, что выглядит, как «еще один склонный к насилию папка-алкоголик из “Отрочества”», однако в действительности он не отцовская фигура и даже не король комедии, хоть его и коронуют хлесткие заголовки и некоторые коллеги. Для этого его режиссерский багаж удивительно скуден - несколько сериалов и пять с половиной фильмов. У Вуди Аллена, также начинавшего со стендапа, больше оснований требовать на карте американского юмора своё герцогство, чем у Апатоу подминать под себя всю отрасль. Однако он тоже важен - и действительно важен очень.

Апатоу, прочитавший несколько сотен книг по самосовершенствованию и большой поклонник гуру Рама Дасса, - и сам гуру американской комедии; человек, заразивший солидный участок ландшафта своими идеями и стилистикой пошловатой гуманности. Заразил не только собственным примером, как более производительные Аллен, или Фейг, или даже Хьюз, а продюсерской и сценарной поддержкой. Заразил как придурковатый дядя, балующий племянников, а не солидный глава семейства. В его достаточно феминистских фильмах такой деспотичной роли как правило и не существует (не считая персонажей из старшего поколения), да и на съемочной площадке Апатоу не диктатор, а часто уговаривает актеров импровизировать, становиться соавторами момента.

Человек, который обшутил всё: 50 лет Джадду Апатоу
фото: Молодой Апатоу с комиком Мартином Шортом

При этом семья - одна из центральных тем его фильмов: комедиограф последовательно снимает про то, какая это сложная и по-своему классная штука (поборники морали, кривящие нос от одного упоминания американской комедии, удивятся, что бывает и так). После яркого дебюта «Сорокалетним девственником» со Стивом Кареллом - выдающейся сатиры на избыток сексуальности в информационном и общественном пространстве - случились «Немножко беременна». Комедия про серьезную ответственность, которая врывается в мир раздолбая и травокура с лицом Сета Рогена перспективой брака по залету. Спин-оффом этой зарисовки окажется «Любовь по-взрослому» - взгляд Апатоу уже на брак с точки зрения сорокалетних (в оригинале фильм назывался This is 40). Степень автобиографичности 45-летний режиссер даже не пытался скрывать, запустив на съемочную площадку реальную семью (комедийную актрису Лесли Манн и двух дочерей), а уморительного мужчину средних лет сыграл обаятельный Пол Радд (вскоре после этого раскачавшийся для роли Человека-муравья в киновселенной Marvel, как в своё время другой комедийный артист - Крис Пратт). Отчасти продолжила семейную тему и «Девушка без комплексов» - уже комедия по сценарию стендап-комика Эми Шумер и с ней в главной роли. Trainwreck рассказывала о сегодняшней любви в большом городе: саркастической, свободной от разного рода стереотипов, но в то же время - жаждущей пошловатой ромкомовой искренности, а не торжественного самозабвенного одиночества. Ни одна сортирная шутка в фильмографии Апатоу не противоречит простой мысли: люди стремятся к простым вещам - и иногда на пути сердца встает мозг (в смысле предубеждений и ошибочных установок, а не стремления к размышлению).

Девушка без комплексов (2015)
фото: На съемках "Девушки без комплексов"

Несмотря на порой саркастическую интонацию, именно стремление к достоверности и искренности роднит проекты Апатоу и лучших его протеже: Girls Лены Данэм - едва ли не самый яркий пример комедии, в которой болезненные наблюдения перемежаются самолюбованием и безжалостными гэгами. Следующее поколение, безусловно, превзошло наставника по части самовыражения. Хотя легкий налёт автобиографичности можно рассмотреть в фильме «Приколисты», вышедшем аккурат между «Немножко беременна» и «Любовь по взрослому». Трагикомедия про стендап-комика (Адам Сэндлер, также выступавший со стендапами), которому сообщают о редком заболевании крови, - исчерпывающее размышление разменявшего четвертый десяток Апатоу о главном человеческом парадоксе: меняться, никогда толком не меняясь и не делая полезных выводов, как показывают в голливудских фильмах.

В 2017-м, в канун пятидесятилетия, Джадд Апатоу вновь вышел на сцену в качестве стендап-комика. На вопрос журналиста Vulture, зачем он это сделал, гуру ответил честно: «Я не знаю. Может быть, у меня упала самооценка, и хочется услышать, как люди смеются над моими шутками. Или это гиперкомпенсация для той части меня, которая никогда не хотела покидать стендап. <…> Если совсем просто: Стендап - это то, что я люблю больше всего на свете».И лучше выдумать не мог.

Человек, который обшутил всё: 50 лет Джадду Апатоу

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 2
слон тЕлефан   8.12.2017 - 21:26
симпатичные фильмы читать далее>>
№ 1
Бомжичка   6.12.2017 - 15:16
на фото не Джерри Сайнфелд, а Мартин Шорт читать далее>>
kino-teatr.ru:
поправили, спасибо
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
все фильмы в прокате >>